загрузка...
Святки в детском саду
Ой, Колядка, коляда,
Золотая голова.
Приходила Коляда,
Всем добра нам принесла.
Именно, такие незатейливые, поздравительные величания, колядки, пели исстари наши предки. Они были бережно сохранены, и переданы из уст в уста нашими прабабушками и прадедушками. И задача взрослых, педагогов и родителей, воспитывать интерес и любовь к родной культуре, традициям и обычаям русского народа. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Духовность надо воспитывать с самого раннего возраста.
Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.) сказки, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. И следуя древним традициям народов России, праздничный круг начинается с Нового года – самого веселого и любимого народного праздника. За ним следуют большие праздники: Рождество и Крещение, а между ними – Святки.
Что же можно сделать с детьми в этот период?
1. Познакомить детей с традициями Святок. Рассказать о том, что это новогодние, праздничные дни, которые длятся от Рождества до Крещения. Это пора взаимных угощений, радости и веселья. Колядовщики ходили от дома к дому и исполняли колядки, обсыпали дом злаковыми с пожеланиями добра, счастья, достатка, а хозяева должны были одарить колядовщиков пряниками да пирогами, конфетами да деньгами.
2. К Рождественскому сочельнику разучить колядки, которыми потом можно поздравить детей в группе, родителей, воспитателей. Рассказать детям, что колядное величание, или колядки – это поздравительные песенки с пожеланиями достатка и благополучия в семье. Мелодии колядок очень просты и незатейливы, поэтому их запоминали и взрослые, и дети.
3. В течение двух святочных недель можно устраивать, как в старину, различные игры с ряжеными. Игры могут проходить как в помещении, так и на улице.
4. А самым интересным обычаем Святок было гадание. Познакомить детей с гаданиями на Святках с учетом их возраста.
Любой народный праздник начинается с ожидания его. Детей радует сама праздничная атмосфера: подарки, красивая одежда и гости. Они ждут веселья и музыки.
И вот праздник начинается.
В нашем детском саду прошли Святки для детей старшего дошкольного возраста. Праздник построен на интересном, доступном материале, адаптирован к детскому восприятию. Музыкальный репертуар состоял из знакомых детям зимних песен, а также выученных специально к празднику колядок, народных игр. В ходе праздника дети наряжались в разные костюмы, маски, исполняли колядки, играли в игры, отгадывали загадки, гадали. То есть «пропустили» через себя ценности народных традиций.
Большой интерес у детей вызвали народные игры. Вот одна из них: «Как у дяди Трифона»: дети, исполнив небольшую песенку, должны были повторить движение за водящим - «Дядей Трифоном». Игра развивает творческие способности, чувство сплоченности, единения в игровом действии, внимание, способствует раскрепощению и творческому самовыражению.
«Сею, сею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
С такими пожеланиями дети обсыпали дом хозяев злаковыми – рисом, ячменем, пшеницей. Все это воспитывает в детях творческую активность и обогащает их духовно.
Итак, сохранение и возрождение национальной культуры являются ныне одними из первостепенных задач в работе педагогов, и, конечно, родителей. Ведь именно в семье закладываются основы духовно-нравственного воспитания детей. Именно в семье ребенок получает первые представления о праздничной культуре русского народа. И, конечно же, именно в семье ребенок приобретает первый опыт по неразрывной связи поколений.
загрузка...
|