загрузка...
Становимся химиками! Действующие лица: Винтик. Шпунтик.
Реквизит: 8 зубочисток, тарелка с водой, чайная ложка, кусок рафинада, пипетка, жидкость для мытья посуды, стакан воды, немного соли, кубики льда, обычная нитка, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, 1 ч. л. соды, воздушный шарик, скотч или изолента, стакан, бутылка, воронка, охлажденная банка с пивом, 6 рисовых зернышек, несколько столовых ложек соли, сырое яйцо.
Все дети любят фокусы. Им интересно не только наблюдать, но и участвовать в них и самостоятельно их показывать. Данный I . сценарий поможет родителям научить детей ставить интересные и познавательные опыты, которые впервые познакомят ребенка с такой наукой, как химия, а также показывать фокусы.
В комнату входят папа и мама, переодетые в Винтика и Шпунтика.
Винтик: Всем привет! Мы Винтик и Шпунтик. Знаете, из какой мы книги? Дети: Да. Из книги «Незнайка в Солнечном городе». Шпунтик: В нашем городе мы — первые изобретатели. Помните ли вы, какие нужные вещи мы изобрели?
Дети отвечают.
Винтик: А в последнее время мы заинтересовались опытами. Вы знаете, что такое опыты? Шпунтик: Для того чтобы проделывать опыты, нужно много знать и читать. С чем мы только ни ставили опыты в своем городе! На наши уроки приходили все жители. Хотите, мы и вас научим этому интересному занятию? Дети: Да. Винтик: Тогда начинаем! Главное в опытах — хорошо подготовиться.
Фокус "Движущиеся зубочистки"
Винтик: Для проведения фокуса нам потребуется: 8 зубочисток, тарелка с водой, кусочек рафинада, чайная ложка, пипетка, жидкость для мытья посуды.
После того как все приготовления выполнены, можно приступить непосредственно к фокусу. Лучше, чтобы Винтик и Шпунтик комментировали действия, а дети эти действия выполняли.
Шпунтик: В тарелку с водой опускаем зубочистки. Нужно, чтобы они плавали на поверхности, то есть были расположены «лучами». Винтик: В центр тарелки очень аккуратно опускаем кусочек рафинада. Посмотрите, что происходит с зубочистками? Дети: Они двигаются к центру. Шпунтик: Да, все зубочистки собрались к центру. Это происходит потому, что сахар, всасывая в себя воду, создает движение воды. Зубочистки начинают двигаться. Винтик: А теперь уберем сахар из тарелки чайной ложкой. Шпунтик: А в воду с помощью пипетки накапаем несколько капель жидкости для мытья посуды. Что мы видим? Дети: Зубочистки снова движутся. Винтик: Они «разбежались». Потому что мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды и они заставляют зубочистки разбегаться. Шпунтик: Вот так можно без помощи рук заставить двигаться по воде зубочистки! Понравился фокус? Дети: Да! Винтик: А теперь другой фокус.
Фокус со льдом
Винтик: А для проведения этого фокуса нам потребуется: стакан воды, немного соли, кубик льда, обычная нитка. Сейчас я брошу кубик льда в воду. (Бросает.) С помощью нитки я смогу его достать, не замочив при этом рук. Шпунтик: Не сможешь! Винтик: Я-то смогу. (Обращается к детям.) Может, сначала попробует кто-нибудь из вас?
Дети пробуют достать лед.
Винтик: Смотрите. Я кладу нитку на край стакана так, чтобы один ее конец лежал на кубике льда. Затем я беру обычную соль и сыплю ее на поверхность льда. Теперь надо подождать 5 минут. А после беру за свободный конец нитку и вытаскиваю кубик из воды. Винтик проделывает опыт.
Шпунтик: Расскажи, как это у тебя получилось? Винтик: Все просто. Когда соль попадает на лед, она расплавляет небольшой его участок. В течение 5 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Шпунтик: Интересно! А теперь давайте и мы попробуем проделать этот фокус.
Повторяет фокус вместе с детьми.
Винтик: Молодцы! Получилось! А следующий фокус иначе как чудом не назовешь.
Фокус с воздушным шариком
Винтик: Нам понадобятся: сок лимона, 3 столовых ложки уксуса, 1 чайная ложка соды, воздушный шарик, скотч или изолента, стакан и бутылка, воронка. Сначала наливаем воду в бутылку и растворяем в ней соду. Шпунтик: В отдельной посуде смешиваем сок лимона с тремя столовыми ложками уксуса и выливаем получившийся раствор в бутылку через воронку. Винтик: Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой или скотчем. Шарик начинает надуваться. А знаете, почему? Шпунтик: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ, который повышает давление и надувает шарик. Винтик: Вот такие бывают опыты и фокусы с предметами. Они будто оживают. Сами прыгают, сами двигаются, даже шарик сам надулся. А еще у меня есть зернышки, которые тоже двигаются сами по себе. Хотите посмотреть?
Фокус с рисовыми зернышками
Винтик: Для фокуса нам потребуются: охлажденная банка с лимонадом, 6 рисовых зернышек, стакан. Шпунтик: Посмотрите, эти зернышки — неугомонные и постоянно двигаются. Давайте высыплем их в стакан с лимонадом и посмотрим, что произойдет. Винтик: Зернышки риса плавают вверх-вниз. Действительно, неугомонные. Шпунтик: Это происходит из-за того, что в банке с лимонадом содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворен в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и вылив лимонад в стакан, мы освободили этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность. Когда мы высыпали в стакан.зернышки риса, пузырьки газа «прилипли» к ним с поверхности. Плотность объединившихся с пузырьками зернышек стала ниже, чем у лимонада. Покрытые пузырьками рисинки поднялись к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопнули, и плотность зернышек опять стала выше, чем плотность пива. Освободившись от пузырьков газа, они снова пошли ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипли» к поверхности зерен, и все повторилось сначала. Так будет происходить до тех пор, пока из лимонада не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекратит выделяться, и зернышки спокойно опустятся на дно. Винтик: А у меня есть еще один фокус. С яйцом!
Фокус "Плавающее яйцо"
Винтик: Для проведения этого фокуса нам понадобятся: стакан с водой, несколько столовых ложек соли, сырое яйцо. Положим сырое яйцо в стакан с водой. Что происходит? Дети: Яйцо опустилось на дно! Винтик: Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с соленой водой. Где теперь то же самое яйцо? Дети: Яйцо плавает. А почему?
Шпунтик: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Винтик: Видите, во всех опытах и фокусах есть научная основа. Их легко можно объяснить. Вы будете ставить в жизни еще много опытов. Особенно на уроках химии. Химия начнется у вас в средних классах.
Шпунтик: Мы показали вам опыты и фокусы с яйцом, зубочистками, солью... Мы хотим дать вам домашнее задание — самостоятельно провести опыт, а потом рассказать нам, что же у вас получилось. Винтик: Для этого опыта вам понадобятся только чаша с водой и обычная соль. Налейте в чашу воды и насыпьте в нее соль. Раствор должен быть крепким. Оставьте раствор дня на 3—4. Потом увидите, что же произошло. Шпунтик: И обязательно расскажите нам. А мы повторим этот опыт в Солнечном городе. А теперь нам пора. До свидания.
загрузка...
|