загрузка...
Дети смотрят на мир с оттенком того, что «хорошо, то — что будет пользоваться успехом». Успешность — это соответствие НОРМЕ. Конечно, норме ребенка в том числе. Но откуда и какие берутся нормы? Попробуем сформулировать некоторые рекомендуемые принципы по достижению этих норм.
Чтобы стать успешным следует: принимать и уважать то, что у вас есть на данный момент; важно окружать себя успешными людьми и быть внимательным к тем, кто вас окружает; необходимо ставить измеримые и достижимые цели и представлять шаги движения к ним — это один из важных критериев успеха; ориентироваться на свою индивидуальность; неудача, ошибка — это результат, который приближает вас к достижению цели, так же как и удача; успех — это движение, а не остановка, на которой вам надо сойти; отмечать каждый день свои шаги по подтверждению успешности (микро-успехи); стараться вырабатывать у себя позитивное мышление; обучаться; уважать других и благодарить тех, кто помог вам словом, действием или молчанием, помогать тем, кто помогал вам.
»» — это комплекс мероприятий, направленных на создание у отряда и у каждого (в идеале) ребенка ощущения собственной состоятельности и успешности. Это один из важнейших инструментов работы с отрядом. Общий успех сплачивает коллектив , дает мотивацию для дальнейших действий и является инструментом для преодоления конфликтных ситуаций и не только. На «Ввод в состояние успеха» работает как вожатый, так и весь пед. коллектив (Проходя после концерта , похвалить детей других отрядов «да... Здорово вы выступили. Круто !» . Это не трудно ,а оценка со стороны работает очень сильно) и администрация лагеря (в край нем случае можно даже попросить об этом). Причем «успех» это не победа. Важно чтобы у детей появилось ощущение «то что мы сделали это здорово, усилия приводят к успеху, мы можем рассчитывать на справедливую оценку труда» . С этой точки зрения «успехом» может быть все, что угодно (подготовка уголка , представление отряда, номер, спортивное или отрядное мероприятие, даже проигрыш можно соответственно отыграть). То же самое касается и каждого ребенка. Здесь помимо лагерной жизни, хорошо работает «перспектива личностного роста». Например, с первого дня, необходимо требовать выполнения правила «вожатый позвал — подойди». Вроде мелочь, но (помимо того, что ты облегчаешь себе работу и через конфликт налаживаешь отношения) добившись выполнение этого правила, ты имеешь возможность отметить что он (готов отвечать за себя, проявляет уважение к тебе, т.е. сумел наладить с тобой отношения и т.д.). Ребенок должен видеть в лагере и в тебе перспективу личностного роста (впрочем это отдельная тема).
«Подтверждение успешности». Ясно что вожатый в идеале должен быть ярок и интересен.Но все мы люди со своими недостатками и «тараканами».Поэтому приезжая в лагерь приходится меняться.Никого не интересует ,что в жизни ты скучный, неудачник, которого не любят женщины и третируют родные. Здесь тебя таким не знают, можно отбросить комплексы и быть тем и таким, каким ты хотел бы быть. Умным, ярким, интересным и успешным. Здесь и флаг тебе в руки. Поэтому начинаешь с создания «легенды» (комплекс информации, которую ты выдаешь о себе, первое впечатление, которое получают дети и т.д.) . Как правило с этим практически все справляются успешно. К сожалению, зачастую (особенно по первому разу) на этом все и заканчивается. Нужно помнить, что первое впечатление требует подкрепления. Вы не можете позволить себе неудачу. Поэтому «Подтверждение успешности» необходимо провести как сознательно продуманную операцию. Проанализировать свои сильные и слабые стороны и проявите себя. Хорошо играете в волейбол — царите на площадке , поете -гитара вам в руки, есть театральная жилка — ставьте номер. Не умеете -не палитесь. Лучше выступить «организатором успеха» . В волейболе— организуйте и выступите судьей, в подготовке уголка — предоставьте инициативу детям, а сами помогайте и направляйте и т.д.. Важно, ваше участие «успехе» (еще раз напомню , что успех не обязательно победа ,а поражение всегда внутри нас).
«Детям нужны доказательства того, что у них все в порядке». Придумайте или создайте эти доказательства. В понятие Успех можно вложить как минимум два значения: успех с точки зрения повседневных ценностей, что само по себе не так плохо. Но еще возможен такой смысл слова Успех — достижение того, что человек сам для себя считает стоящей того целью. Назначьте такую, наверняка достижимую, для детей цель. И хотя это не всегда совпадает с первым смыслом, а иногда может и противоречить, причём ощутимо. И тогда, пожалуй, настоящим успехом стоит назвать именно достижение своей, а не навязанной окружающей ситуацией цели. Другое дело, что очень часто эти две точки зрения можно совместить. И тогда, когда это возможно, пожалуй, стоит так и делать. В ваших силах создавать у себя и своих подопечных то Состояние, в котором у вас получается всё, за что бы вы ни взялись, Состояние, при котором их все любят, при котором вы, как магнит, притягиваете ребят и приятные ситуации, — Состояние Успешности.
В состоянии успеха дети могут достаточно высоко себя оценивать, но при неуспехе (даже самом незначительном) их самооценка может опускаться до неоправданно крайне низкого уровня. Тогда он или ломается или начинает искать какие-то другие формы для самоутверждения, не всегда приемлемые для окружающих. У ребенка пока еще не сформировано общее представление о себе, оно подчиняется той ситуации, в которой он находится в данный момент. Желательно, чтобы ребенок мог попадать в состояние успеха с первой минуты пребывания в лагере. Создавайте для ребят такие микро-успехи. Каждый ребенок должен побывать в состоянии успеха, первенства, побыть лучшим в чем-нибудь. В результате достижения желаемого положительного результата ребенок приходит в комфортное состояние «успеха», которое является первой ступенькой к формированию столь необходимой самооценки. Далее задача вожатого показать — в чем достояние успеха. Слава — это мнимый успех. Ребенок должен понять, что от названия — «лучший» он ничего не приобретает. Приобретает он тогда, когда полученные знания или навыки реализует в законченном виде. Когда есть итог, результат его деятельности. Удовлетворение ребенок должен научиться получать не от тщеславия а от результата. Т.е., к примеру, не столько от того, что победил ли он в футбольном первенстве, сколько от того, что научился лучше играть в футбол. Старайтесь фиксировать замеченные вами эти результаты и изменения, которые происходят у детей и акцентировать на замеченном на анализе дня.
Состояние успеха зависит так же от фиксации внимания вожатым на достигнутой промежуточной цели. И всякий раз, когда ребёнок (или группа детей) успешно достигает эту цель, у него появляется стимул заниматься и дальше. Каждый маленький шаг в этом направлении придаёт уверенность в том, что ребенок сможет решить и более сложную задачу. Что, если он постарается, то достигнет желаемого результата.
Условия и правила реализации обеспечения успешности. Наиболее важной в рассматриваемом контексте является периодически осуществляемая корректная постановка вопроса об адекватности (приемлемом соотношении) желаний, стремлений детей и их реальных возможностей, способностей, физических, интеллектуальных сил, духовного и творческого потенциала.
Условия реализации обеспечения успешности: владение вожатыми максимально объективной информацией об индивидуальных возможностях, способностях, интересах, потребностях, желаниях и стремлениях детей; готовность и способность вожатых оказать своевременную поддержку (в первую очередь, эмоционально-морального и интеллектуально-творческого плана) ребятам практически в любой ситуации; создание необходимых условий для формирования и совершенствования внутренней готовности детей к преодолению различных трудностей ради достижения значимых целей.
В практической деятельности это отражается в следующих правилах: вожатым необходимо как можно больше узнать хотя бы об основных стремлениях, интересах, потребностях и возможностях, способностях детей; при реализации различных форм работы в лагере (особенно, таких, как диспут, «свечка», сюжетно-коммуникативная ролевая игра и т.п.) необходимо организовывать с ребятами обсуждение вопроса об адекватности желаемого и возможного, рассматривая различные аспекты и уровни данной проблемы; в целях как можно более гармоничного вхождения ребенка в ситуацию успеха, необходимо сначала дать ему возможность проявить себя в той деятельности, где он действительно успешен; создавая для детей оптимальные условия успешной реализации их возможностей, вожатые не должны при этом облегчать и упрощать задачи, ставящиеся перед ребятами и, тем более, не должны давать им готовые варианты (особенно, в тех случаях, когда ребята не могут сразу же справится с какой-либо задачей), т.е. оказывая определённую поддержку тем детям, которые в ней действительно нуждаются, в том или ином виде деятельности, вожатые не должны при этом выполнять эту деятельность за них; успех в определённом виде деятельности должен достигаться ребятами через преодоление ими достаточно серьёзных препятствий и трудностей — только в этом случае успех будет что-то значить для них и закреплено будет стремление самосовершенствоваться дальше в том или ином виде деятельности; специально создаваемая вожатыми ситуация успеха должна реализовываться в комплексе с также специально, но на очень корректных основаниях создаваемыми неудачами и неуспехами («Радость побед в полной степени можно ощутить лишь после горечи поражений», «Чтобы ребенок развивался, его необходимо время от времени ставить в тупик» и др.); вожатым необходимо осознавать (особенно при реализации предыдущих двух правил), насколько серьёзно они рискуют, так как всегда имеется реальная угроза неудачной оценки возможностей ребенка и степени его внутренней готовности не отступать перед возникшими трудностями, следовательно, вожатым необходимо быть способными в условиях лагеря очень тонко чувствовать своих «подопечных» (дабы те не оказались в состоянии глубокого разочарования, связанного с очередной неудачей) и крайне внимательно подходить к планированию мероприятий и их дальнейшему осуществлению по отношению к детям; необходимо учить ребят самостоятельно работать с целеполаганием, т.е., для осуществления эффективного планирования решения тех или иных личностно и общественно значимых задач, ребята должны уметь правильно оценивать свои реальные возможности, а также желания и возможности остальных членов коллектива.
Повышение успешности деятельности самым непосредственным образом сказывается на повышении (улучшении) настроения, на возбуждении интереса к дальнейшему осуществлению определённой деятельности. Следовательно, выше будет уровень радостной активности каждого отдельного ребенка. Это, в свою очередь, положительным образом отразится на общей эмоциональной приподнятости детей.
Хорошее настроение, интерес к осуществляемой деятельности, радость от участия в процессе и от получения различных результатов — всё это становится в условиях детского лагеря ведущими факторами повышения психологического и физического здоровья. Это проявляется в хорошем аппетите, крепком сне, достаточно высоком уровне выносливости и работоспособности, творческом подъёме, дружелюбии и доброжелательности по отношению к другим и т.п.
Кроме того, как правило, именно моменты обострения и удовлетворения интереса, а также ощущение радости (успеха в каком-либо виде деятельности, новизны получаемой информации или ощущений, остроты пережитых впечатлений и пр.) наиболее сильно запоминаются детям. Впоследствии они часто с удовольствием вспоминают о событиях, происходящих с ними в лагере, желая пережить нечто подобное ещё неоднократно.
Условия реализации положительной эмоциональной окрашенности: готовность и способность вожатых эмоционально заводить и заряжать остальных участников, особенно в сложных ситуациях, когда начинают проявляться и превалировать безразличие, апатия, пессимизм и т.п.; организация процесса выработки и осуществления в течение смены лагеря целого комплекса ритуально-игровых средств самостоятельного улучшения членами коллектива своего эмоционального состояния: «кричалки», неожиданные вопросы-загадки, эмоционально «заряженные» игры и песни, создание ситуаций конструктивной и безопасной (в широком смысле) конкуренции и т.п.; постулирование идеи повышения эффективности почти любого вида деятельности при реализации оптимистически ориентированной стратегии и тактики; приоритетность привлечения и использования вожатыми тех видов деятельности, форм и, вообще, той информации, которая является новой, а, следовательно, и более интересной для подростков; неформальный, демократический, творческий характер взаимодействия всех участников лагеря, независимо от возраста, опыта и т.п.; соблюдение даже в самых эмоционально приподнятых и насыщенных ситуациях необходимой, заранее оговоренной и принятой иерархии отношений (недопустимость перехода к панибратским отношениям), а также соблюдение дисциплины.
В практической деятельности это отражается в следующих правилах: вожатые должны в необходимой степени владеть наиболее эффективными методами и приёмами положительного воздействия на эмоциональное состояние участников: шутка, песня, игра, конкурс, приятный сюрприз, эмоциональный призыв к действию, наглядный и своевременный пример (в особенности личный пример) и др.; вожатыми должна поддерживаться и стимулироваться реализация различных эмоционально заряженных инициатив со стороны остальных участников, особенно, если они связаны с реализацией коллективных интересов или желанием осуществлять деятельность социально или экологически направленного характера; необходимо постоянно обеспечивать новизну испытываемых детьми ощущений, впечатлений и получаемой информации в целях поддержания устойчивого интереса к событиям, происходящим в лагере; вожатые должны в корректной форме контролировать процессы эмоционального возбуждения детей, чтобы их состояние не доходило до уровня эмоционального перевозбуждения и, как следствие, до эмоционального истощения, усталости, апатии.
При условии правильной (как с организационной, так и с педагогической позиции) их реализации, в рамках детского лагеря создаётся оригинальная (и в других условиях практически не репродуктируемая) креативная среда, представляющая собою одну большую ситуацию успеха для подростков в атмосфере интереса и радости. Оказавшись в такой среде, каждый участник получает максимальные возможности для раскрытия своего потенциала, что, в свою очередь, становится наиболее возможным при разноплановом стимулировании и поддержке вожатыми процесса реализации участниками активной жизненной позиции.
Условия реализации реализации активной позиции: опора вожатых на активную позицию участников, их самостоятельность и инициативу, т.е. готовность и способность вожатых стимулировать и поддерживать инициативы детей различной направленности и масштабности; добровольность участия членов детского коллектива в предлагаемых вожатыми формах совместной деятельности; выделение в рамках общей идеологии детского лагеря ведущих идей формирования и развития активной жизненной позиции участников, реализуемых посредством специально обозначенных в программе методов, приёмов и форм; предоставление детям широких возможностей для реализации своих инициатив, идей и замыслов в практической деятельности; выработка способов и средств, позволяющих детям реально оценивать степень достижимости и значимости запланированных инициативных действий.
загрузка...
|