загрузка...
Действующие лица 1-й, 2-й, 3-й и 4-й рассказчики Три мальчика в костюмах русских воинов Гонец Минин Пожарский Четыре девочки-чтицы 1-й и 2-й нижегородские купцы Крестьянский мальчик Три горожанки Дети-чтецы
Хор исполняет песню «Русь называют святою» (архидиакона Романа (Тамберга). На экран проецируются слайды с изображением пейзажей и ландшафтов России.
Русь называют святою Русь называют святою. Поле, да лес, да вода. Церковь над тихой рекою И в два оконца изба.
Разрезал небо пополам Закат багряной полосою. И над российскою землею Свет тихой славы воссиял.
Взметнулись к небу стаи птиц, Все громче голос колокольный. Проснулся в поле ветер вольный И тихо травы пали ниц.
Тихо о чем-то тоскует Возле колодца ветла... Родиной землю другую Я б не назвал никогда.
Там где-то озеро в лесу Меж трав торжественно застыло И чудом всю в себя вместило Небес закатную красу.
А над потоками туман, Как дым курится над водою. И между небом и землею В знак примиренья — белый храм.
Там в недоступных небесах За Русь свершается молитва. И, светлым облаком покрыта, Россия все-таки жива.
Взыграй же, Русская Земля, Взыграйте рощи и долины. И в поле каждая былина — Святая родина моя.
1-й рассказчик Случались на земле Русской всякие времена. И такие лютые бывали, что люди не чаяли впредь спасения себе. Вся земля Русская пуста становилась, и называли старики то время лихолетьем.
2-й рассказчик Но гласит старинная пословица: «Сколько ночи ни длиться — заря наступит». Так было и на Руси в Смутное время.
Выходят мальчики в костюмах русских воинов и читают стихи великого князя Константина Романова о патриархе Ермогене.
1-й мальчик в костюме русского воина Буря житейские волны нагнала, Смута везде, мятежи и разбой, Русь зашаталася, Русь застонала, Слезы и кровь полилися рекой.
2-й мальчик в костюме русского воина Два самозванца тогда появились: Гришка Отрепьев и тушинский Вор; Гордо поляки над Русью глумились, — Был тем глумленьям широкий простор.
3-й мальчик в костюме русского воина Точно в кошмаре каком задыхаясь, Русь ослабела, порушивши «крепи». В вере святой православной шатаясь, Скорбно оделася в польские цепи.
1-й мальчик в костюме русского воина В это столь мрачное Смутное время Час для России последний пробил, Кто же вдруг свергнул с ней польское бремя, Кто ей свободу опять возвратил?..
2-й мальчик в костюме русского воина Страж Православия, Божий служитель, Сам патриарх Русь святую спасал; Русских исконных начал охранитель Твёрдо за царский престол он стоял.
3-й мальчик в костюме русского воина Видел святитель беду Богом данную, Горько скорбел и болел за народ, Звал всех бороться за Русь православную, Смело идти на поляков в поход...
1-й рассказчик В лихие годы польского нашествия на Русь в 1612 году всенародный отпор врагу возглавил святой вождь земли Русской — Патриарх Ермоген. Из Москвы патриарх рассылал во все концы Руси грамоты с призывом объединиться против захватчиков.
2-й рассказчик И скакали гонцы в разные города. Был послан один из них и в город Нижний Новгород.
3-й рассказчик В Нижнем Новгороде посадскому человеку Кузьме Захаровичу Минину было видение...
На сцене появляется Минин.
Минин Разоренная земля, сожженные города и селения. Плач стоит над Русью. Но начинает колебаться земля, из нее встают воины. Их собирается великое множество. И путь этих воинов лежит на Москву...
4-й рассказчик В середине сентября 1611 года посадские люди Нижнего Новгорода — купцы, ремесленники и другие избрали Кузьму Минина земским старостой. К земскому старосте Кузьме Минину и скакал гонец из Москвы.
Появляется патриарший гонец. Дети читают по ролям фрагменты стихотворения Е. Санина «Гонец».
Гонец Не бывать Руси под ляхом, Кто сказал, что нам конец?
Мальчик в костюме русского воина Днем — лесами, ночью — шляхом Скачет из Москвы гонец.
Повторяет как молитву Патриарха он слова...
Гонец Грамотой поднять на битву, Русь пока еще жива...
Вот и Нижний, слава Богу! — Эй, прохожий, не дрожи, К Минину Козьме дорогу Знаешь?
Мальчик в костюме русского воина Знаю.
Гонец Покажи!
Мальчик в костюме русского воина И с груди срывая махом Грамоту, сказал гонец...
Гонец Не бывать Руси под ляхом, Кто сказал, что нам конец?
1-й рассказчик Прочитав грамоту от патриарха, обратился Минин к народу.
Минин Видно должен ныне я высказать вам, о чем мысли мои, о чем болит душа. Сограждане! Земля наша разорена врагами, многие города в запустении прочие в смятении. То там, то здесь появляются злодеи, называющие себя детьми роду Царского. Люди не знают, кому верить. Царствующим городом Москвой завладели латиняне. Многие люди посечены и попленены, невозможно рассказать о всех их бедах. Мы же здесь, как будто и нет ничего: нимало о том не беспокоимся. Граждане! Внемлите словам моим. Великое это дело! И если Бог поможет, а вы преуспеете в спасении Руси нашей матушки, то стяжаете себе славу вечную и похвалу от всей Земли. Станем все, как один, на защиту Отечества! Не пощадим не только своего состояния, но и жизни! И я уверен, что по почину нашему многие города тоже встанут. И тогда никакой враг не совладеет с общей силой народа!
1-й мальчик в костюме русского воина Готовы мы идти против поляков, только нужно нам избрать воеводу.
2-й мальчик в костюме русского воина Отправимся в вотчину князя Дмитрия Пожарского, будем просить его встать во главе нашего войска.
Воины во главе с Мининым идут на поклон к князю Дмитрию Пожарскому.
3-й мальчик в костюме русского воина Славный князь Дмитрий, С прежних сражений Раны еще не зажили твои...
Все ж-таки просим: Возглавь ополченье, Новые ждут нас с врагами бои...
Пожарский В душу народную искра запала, Сердце на подвиг великий зажгла, — Русь приободрилась, быстро восстала. Смело сражаться с врагами пошла.
Вижу, что родина нам присылает Воинов славных из всех городов Рад ополченье я ваше возглавить, Биться за Русь я до смерти готов.
1-й рассказчик В марте 1612 года Пожарский и Минин перешли из Новгорода в Ярославль, чтобы не дать полякам захватить его и преградить путь на Москву.
2-й рассказчик Сюда, к князю Пожарскому была прислана из Казани чудотворная икона Богородицы. Найдена была эта икона девочкой Матроной.
На экран проецируется изображение Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
3-й рассказчик Великой Божьей Матери иконе С Спасителем-Младенцем на руках, На пепелище посланной Матроне, Дано спасать святую Русь в веках.
4-й рассказчик Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица — Заступница Руси.
На сцену выходят девочки в платочках и русских сарафанах.
1-я девочка-чтица Перед святой иконой Столько молилось людей! Клали земные поклоны, Что-то шептали ей, Просили ее с надеждой: — Спаси, сохрани, научи, — И лик ее кроткий и нежный Любви озаряли лучи.
2-я девочка-чтица И тех, кто пред ней стояли И руки тянули с мольбой, Она утешала в печалях, Смягчала страданья и боль... Т. Шорыгина
3-я девочка-чтица Льются распевы канонные, Слышится чтенье акафиста, — Мы пред Твоею иконою: Радуйся, радостей Радосте!
4-я девочка-чтица Ты утешенье и помощь нам В немощах наших и слабостях. Всем Твои милости помнящим, — Радуйся, радостей Радосте!
1-я девочка-чтица Ты отведи силу вражию И сохрани нас от напастей, Буди Заступницей нашею, — Радуйся, радостей Радосте!
2-я девочка-чтица Будь всем щитом и опорою, Кто о спасении ратует, Скрой под Своим омофором нас, — Радуйся, радостей Радосте! М. Жукова
1-й рассказчик В Ярославль продолжали тянуться из разных мест отряды ополченцев. Это были изголодавшиеся, исстрадавшиеся, оборванные люди.
2-й рассказчик Минин сам следил, чтобы приходящих хорошо принимали, снабжали их деньгами, одеждой и оружием.
Минин ведет диалог с воинами-ополченцами.
Минин Витязи былинные, Издалека ль вы?
1-й мальчик-воин Мы из под Казани...
2-й мальчик-воин Из Рязани мы...
Минин Становитесь, братцы, Лагерем пока, Отогрейтесь, братцы, Здесь у костерка.
На сцену по очереди выходят горожане, которые принесли еды для воинов или пришли отдать свои сбережения в общую казну.
1-й нижегородский купец Я для ополченья Вам муки привез...
2-й нижегородский купец Я — лошадкам сено, А еще овес.
Две горожанки Можем мы увидеть Батюшку Косьму? Принесли мы денег В общую казну.
Крестьянский мальчик Лыковые лапти С дедом мы сплели, Чтоб с врагами драться В них бойцы пошли
Богатая горожанка Нечего одеждам В сундуках лежать Вам хочу отдать их, Войско снаряжать.
Минин раздает ополченцам оружие (мечи, щиты, ружья-пищали).
Минин Вот оружье, братцы, Скоро в путь к Москве, За Отчизну драться С князем во главе.
Пожарский(обращаясь к народу) В путь, славные воины земли Русской, надобно нам очистить Московское царство от врагов, восстановить порядок и мир на Руси.
Ополченцы идут в поход вслед за князем.
2-й рассказчик 20 августа ополчение подошло к разоренной и сожженной Москве. Захватчики, узнав об этом, сожгли город и заперлись в Кремле.
3-й рассказчик Польский король Сигизмунд направил к Москве сильное подкрепление во главе с опытным воеводой — гетманом Ходкевичем.
4-й рассказчик 22 августа 1612 года войско гетмана переправилось через Москву-реку у Ново-Девичьего монастыря и двинулось на ополчение Минина и Пожарского. Начался бой.
1-й рассказчик Противник ударил конными латниками. Из Кремля им на подмогу были высланы пешие отряды. Вместе они, как клещами, сжали ополченцев и начали теснить их. Воины Минина и Пожарского вступили в рукопашную.
2-й рассказчик На помощь ополченцам кинулись казачьи атаманы, понимая, что только вместе, общим усилием можно одолеть врага. От вражды же между своими только пагуба творится и государству, и ратным.
3-й рассказчик Удар свежих сил решил исход битвы. Иноземцы были отбиты и возвратились в свой стан.
4-й рассказчик Пришедшие на помощь казачьи отряды больше не отставали от Пожарского и принимали участие в сражении 24 августа, исход которого предрешил исторический бросок в тыл врага отряда во главе с Мининым.
1-й рассказчик На новую битву поляки не решились, и войско Ходкевича отступило от Москвы.
3-й рассказчик 22 октября воины ополчения Минина и Пожарского взяли Китай-город, а 24 октября вошли освободители в Московский Кремль с чудотворной Казанской иконой.
Дети в национальных костюмах и костюмах ополченцев выходят на сцену и читают приветственные стихи Москве. Среди чтецов могут быть и мальчики в воинских костюмах, и девочки в русских сарафанах.
1-й мальчик-чтец Здравствуй, град перводержавный! Здравствуй, матушка-Москва, Нашей Руси православной Золотая голова! Над тобой сходились тучи. Смерть держала нас в плену, Но Бог русский, Бог могучий За тебя, как в старину. П. Вяземский
2-й мальчик-чтец Близко... Сердце встрепенулось; Ближе... ближе... Вот видна! Вот открылась, развернулась, Храмы блещут — вот она! Хоть старушка, хоть седая, А все пламенная; Светозарная, святая, Златоглавая, родная, Белокаменная!
1-я девочка-чтица Вот она! Давно ль из пепла? А взгляните — какова! Встала, выросла, окрепла И по-прежнему жива! И, пожаром тем жестоким, Сладко память шевеля, Вьется поясом широким Вкруг высокого Кремля.
2-я девочка-чтица И спокойный, величавый, Бодрый сторож русской славы — Кремль — и красен и велик. Ярким куполом венчана, Колокольня Иоанна Движет медный свой язык; Где кресты церквей далече По воздушным ступеням Идут в золоте навстречу К светлым Божьим небесам; Где за гранями твердыни, За щитом крутой стены Живы таинства святыни И святыни старины.
1-й мальчик-чтец Град старинный, град упорный, Град, повитый красотой, Град церковный, град соборный. И державный, и святой!
1-я девочка-чтица Он с веселым русским нравом, Тяжкой стройности уставам Непокорный вольно лег И раскинулся, как мог.
2-й мальчик-чтец Старым навыкам послушный, Он с улыбкою радушной Сквозь раствор своих ворот Всех в объятия зовет.
2-я девочка-чтица Много пожил он на свете Помнит предков времена, И в живом его привете Русь родимая видна.
1-й мальчик-чтец Долго ждал я все с тоскою, Думой ныла голова. Наконец ты предо мною, Ненаглядная Москва! Дух тобою разволнован, Взор к красам твоим прикован... Чу! Зовут в обратный путь! Торопливого привета Вот мой голос: многи лета И жива и здрава будь!
2-й мальчик-чтец Да хранят твои раскаты Русской доблести следы! Да блестят твои палаты! Да цветут твои сады! И одета благодатью И любви, и тишины И означена печатью Незабвенной старины, Без пятна, без укоризны, Под наитием чудес, Буди славою отчизны, Буди радостью небес! В. Бенедиктов
1-й рассказчик Подходило к концу Смутное время. Вскоре был избран на русский престол царь Михаил Федорович Романов. В честь славного освобождения Москвы установил царь Михаил Федорович московское празднование Казанской иконе.
2-й рассказчик А сын его Алексей Михайлович повелел отмечать 22-го октября — 4-го ноября по нынешнему нашему календарю — день праздника Казанской иконы во всех городах во все годы во благо всех народов нашей державы. И все в России, как пишет летопись, «стали согласны и единодушны».
3-й рассказчик(обращаясь к зрителям в зале) С праздником вас!
Дети-чтецы(хором) С Днем народного единства!
Все участники праздника исполняют государственный гимн.
загрузка...
|