загрузка...
Цель.
- Продолжать работу по профилактике дисграфии: закреплять навыки чтения, деления слов на слоги, восстановления деформированных слов; формировать умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.
- Совершенствовать навыки чёткого звуко-произношения.
- Развивать интонационную выразительность речи, фонематический и музыкальный слух, внимание, зрительное восприятие, чувство ритма.
- Привлекать детей к музыкально-театрализованной деятельности. Развивать способность к образному перевоплощению.
Ход утренника
Звучит песня. Дети входят в зал, проходят змейкой, перестраиваются в полукруг. По цепочке читают стихотворение В. Берестова «Читалочка».
Дети.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Дети садятся на стулья.
Логопед.
Мы собрались сегодня в этом зале,
Чтобы шутить, смеяться и играть.
Мы дорогих гостей позвали -
Хотим о Маше сказку рассказать.
Жила на свете девочка.
Читать она умела.
И каждый вечер с книгой
Возле окна сидела.
Выходит Маша (ребёнок) с книгой, садится на стул, «читает».
Маша.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать...
К Маше подходят две девочки и мальчик.
Девочки.
Маша, Маша, выходи!
Что сидеть-то взаперти?!
Маша. Не пойду я гулять! Я хочу читать!
Девочка.
Маша, Маша, погляди.
Кто летит там, впереди?
Мальчик.
Это злые гуси
Бабушки-ягуси!
Дети в испуге убегают. Вбегают два ребёнка в шапочках-масках гусей. Наскакивают на Машу, выхватывают из книги несколько заранее вложенных туда букв, вырезанных из картона.
Маша.
Гуси, гуси, погодите!
Буквы в книгу вы верните!
Вы ведь не плохие
И совсем не злые!
Первый гусь.
Буквы мы не отдадим –
Унесём к Ягусе.
Если будешь нам мешать,
Можем и тебя забрать!
Ш-ш-ш-ш-ш...
Второй гусь.
Га-га-га, ге-ге-ге!
Служим мы Бабе-яге!
И живём - не тужим,
С музыкой мы дружим.
Гуси исполняют танец «Жили у бабуси». Затем улетают.
Маша.
Где найти мне буквы, где?
Кто поможет мне в беде? (Плачет.)
Логопед. Дети, поможем Маше? (Да!) Тогда пойдём вместе с ней по этой тропинке.
Дети идут за Машей по тропинке, выложенной с двух сторон кубиками. Логопед поочерёдно произносит звуки, дети называют слова, начинающиеся с этих звуков.
Подходят к ребёнку в костюме яблони. К кроне яблони прикреплены половинки яблок из картона, на них напечатаны слоги.
Логопед.
Долго Маша шла по лесу.
Видит яблоньку-красу.
Маша.
Что-то яблонька грустна.
Клонит ветки вниз она!
Яблоня.
Я стою совсем одна.
Оттого я и грустна.
Яблок много - груз тяжёл.
Кто на помощь бы пришёл?!
(Протягивает руки-ветки к Маше.)
Машенька, помоги!
Яблоки мои сорви!
Маша.
Я спешу. Длинна дорога.
Может, дети мне помогут?
Проводится игра «Собери яблоки». Дети снимают с яблони половинки яблок и составляют из слогов слова: шап-ка, гру-ша и т.п.
Логопед.
Дальше Маша побежала.
Видит: речка на пути.
Маша и дети подходят к выложенным на реке (голубой полоске ткани) изображениям камней (из картона). На каждом камне напечатано слово. Рядом с полоской ткани стоят три подноса, на каждом написана цифра: 1,2 или 3.
Речка.
Течь мне стало трудновато.
Помогите мне, ребята.
Уберите камни!
Дети читают слова на камнях, определяют количество слогов в каждом слове и кладут камень на поднос с цифрой, обозначающей количество слогов в слове. Затем строят мост через реку - выкладывают схему слова «мост» из квадратов синего и красного цвета. Логопед.
Дальше Маша побежала.
В поле печку повстречала.
Печка. Дети, здравствуйте! Я - печка. Помогите мне испечь пирожки!
Проводится разминка - игра «Пирожки». Дети вместе с логопедом произносят текст и выполняют соответствующие движения.
Мы вот так, мы вот так
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так
Тесто раскатали.
Мы начинку в него
Горкой положили.
Вот таких пирожков
Дружно налепили!
Печка раздаёт вырезанные из картона пирожки, на которых напечатаны названия начинок. Каждый ребёнок читает название начинки своего пирожка, образует прилагательное от существительного и говорит, обращаясь к гостям: «Я угощаю вас яблочным (мясным, капустным и т.д.) пирожком».
Печка. Ну, спасибо, помогли! А за это скажу я вам, где Баба-яга буквы спрятала. Вон там, на опушке, стоит её избушка.
Проводится логоритмическое упражнение «Баба-яга».
В тёмном лесу
(Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)
Есть избушка,
(Складывают руки в виде крыши.)
Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)
А в избушке той
(Складывают руки в виде крыши.)
Старушка,
(Поворачивают голову вправо-влево.)
Бабушка-яга
(«Повязывают платок».)
Живёт.
(Вытягивают руки вперёд, раскрыв ладони.)
Нос крючком
(Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)
Глаза как плошки,
(Прикладывают кулаки к глазам.)
Словно угольки горят.
(Покачивают головой вправо-влево.)
И сердитая,
(Взмахивают правой рукой.)
И злая,
(Взмахивают левой рукой.)
Дыбом волосы стоят!
(Поднимают руки над головой, растопыривают пальцы.)
Когти остры как у кошки,
(Сгибают-разгибают пальцы.)
И всего одна нога,
(Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)
Не простая, костяная.
(Грозят пальцем одной, потом другой руки.)
Вот так Бабушка-яга!
(Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)
Затем подходят к избушке, из которой выходят два гуся.
Гуси.
Мы не просто гуси.
Мы сторожа бабуси.
У нас такая роль.
Быстрей скажи пароль!
Один гусь показывает детям карточку со слогом «сто», другой - карточку со слогом «рож».
Логопед. Слово-пароль написано на карточках. Постройте гусей так, чтобы слово читалось.
Дети составляют слово «сторож». Гуси убегают.
Логопед. А дверь-то не открывается! Нужно выполнить ещё одно задание.
Проводится игра «Собери буквы». Дети собирают буквы из деталей. Дверь открывается, выходит Яся (ребёнок).
Яся. Я внучка Бабы-яги. Зовут меня Яся. Бабуся моя у Кощея Бессмертного в гостях, а я скучаю одна.
Маша.
Ко мне гуси прилетали.
Буквы у меня забрали.
Спрятали в лесной избушке
У Бабушки-ягушки.
Ты мне, Яся, помоги,
Буквы поскорей верни.
Яся.
Вот вам буквы, забирайте!
Но сперва их угадайте!
Дети читают зашумлённые буквы.
Яся.
И зачем мне буквы эти?
Я умна не по годам!
Очень вредные советы
Я сейчас ребятам дам!
Проводится логоритмическое упражнение «Вредные советы» (стихи Г. Остера).
Раз, два, три, четыре!
(Хлопают на счёт.)
Разбросай по всей квартире
(Помахивают опущенными руками вправо-влево.)
Погремушки,
(Потряхивают указательными пальцами.)
Колотушки,
(Потряхивают кулаками.)
И игрушки,
(Делают «фонарики».)
И катушки,
(Делают «вертушку».)
Барабаны,
(Ударяют пальцем о палец.)
Молоточки,
(Стучат кулаком о кулак.)
Шапки,
(«Снимают и отбрасывают шапку».)
Тапочки,
(Покачивают правой, затем левой ногой.)
Платочки!
(«Накидывают платок».)
Раз, два, три, четыре, пять!
(Хлопают на счёт.)
И не вздумай убирать!
(Грозят пальцем правой руки.)
Мама будет очень рада,
(Обхватывают свои плечи.)
А не верите -
(Вытягивают руки вперёд, раскрывая ладони.)
Не надо!
(Взмахивают рукой и отворачиваются.)
Логопед.
Буквы в избушке
Томились без дела.
Это безделие
Им надоело.
Начали буквы
Резвиться, скакать.
Песенки петь, озорничать.
Дети исполняют «Весёлые частушки» А. Шибаева.
Первый ребёнок.
Вот какая смехота!
Р свалилась на кота.
Кот не кот теперь, а крот.
Роет он подземный ход.
Второй ребёнок.
К в карман к монтёру - прыг,
А в кармане - ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
Третий ребёнок.
Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда –
То и дело драки.
Четвёртый ребёнок.
Буква Ш из слова «шутка»
Захотела погулять,
А без Ш смешная утка
Побежала в пруд нырять.
Дети (вместе).
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Яся. Вы такие весёлые и дружные! Я хочу стать похожей на вас. Я больше не буду вредничать!
Логопед. Яся, мы тебя прощаем. Приходи к нам, мы научим тебя читать.
Дети по цепочке исполняют «Песенку про звуки и буквы» И. Лопухиной.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи.
Мы их точно знать должны!
К клокочет, Г гогочет,
X хохочет, Р рычит.
Щ щекочет, Ч чихает,
Д долбит, Т тарахтит.
П пыхтит, Б бубнит,
В ворчит, Ф фырчит,
С свистит, 3 звенит,
Ш шуршит, Ж жужжит
Звуки в слове исчезают,
Снова появляются,
Звуки слово изменяют,
Сами изменяются.
В слове ДОЧКА Д пропала,
Т на это место встала.
Было ДОЧКА, стало ТОЧКА.
Так слова менялись:
НОЧКА, БОЧКА, ПОЧКА,
КОЧКА, КАЧКА, КУЧКА,
РУЧКА, ТУЧКА, ТАЧКА.
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
Первый ребёнок.
Мы весёлые ребята.
Шутники-озорники.
Очень любим веселиться
В эти зимние деньки.
Второй ребёнок.
И поэтому сейчас
Потанцуем мы для вас!
Дети танцуют польку. Затем выкладывают на полу карточки со словами и читают хором получившееся предложение: «Как хорошо уметь читать!»
Вбегает Баба-яга.
Баба-яга.
Что за сборище такое?
Почему весёлый смех?
Я вам праздник-то устрою!
Разгоню сейчас же всех!
Я - зловредная Яга,
Костяная нога!
Где моя сковорода?
Всех зажарю без труда.
Берёт сковороду. Подходит к каждому ребёнку. Яся заслоняет детей от Бабы-яги.
Яся. Дорогая бабуся, не сердись и не злись! Эти дети - мои друзья. Они такие весёлые и умные! Они научат меня, а если хочешь и тебя, читать. Теперь же испеки нам что-нибудь вкусненькое.
Баба-яга (согласно кивает, колдует над сковородой.)
Сковорода, сковорода,
Испеки-ка без труда
Ты для внученьки любимой
И для грамотных детей
Очень вкусное печенье.
Не забудь и про гостей.
Ширли-мырли-тумаки!
Всем печенье испеки!
Угощает детей и гостей печеньем в форме букв.
Логопед. Пришла пора прощаться с этой сказкой. Но нас ждут интересные встречи с другими сказками. На эти встречи мы вас, дорогие гости, от всей души приглашаем!
загрузка...
|